ru|en

Музыкальная академия Михаила Глинки

Программа:

  1. Увертюра ре мажор
  2. Увертюра соль минор
  3. «Не забывай её небесной» на стихи Н.Павлова
  4. Симфония си-бемоль мажор (реконстр. П.Климова)
  5. «Колыбельная» на стихи Н.Кукольник
  6. Три танца из оперы «Жизнь за царя» (па де труа, па де катр, па де де в реконстр.П.Климова)
  7. «Ночной смотр» на стихи Й.К.Зедлица в переводе В.Жуковского
  8. «Камаринская»
  9. «Ты скоро меня позабудешь» на стихи Ю.Жадовской
  10. Вальс-фантазия

О программе:

«Музыкальные академии» – именно так назывались в XVIII и в начале XIX века в Италии авторские концерты, устраиваемые композиторами. Обычно они представляли собой некую форму художественного отчета сочинителя перед своими слушателями. В Российской империи «Музыкальные академии» принадлежали к тем исключительным событиям культурной жизни, когда на гастроли в Санкт-Петербург или в Москву приезжали знаменитые иностранные виртуозы, знакомившие публику с собственными сочинениями. Так или иначе, гениальный Михаил Иванович Глинка (1804–1857) при жизни не удостоился подобной чести ни в Европе, ни в России.

Оркестр «Musica viva» и его неизменный руководитель Александр Рудин приглашает восполнить эту историческую несправедливость, отдать должное памяти гениального русского музыканта М.И. Глинки и прослушать программу избранных его произведений, скомпонованных на диске «Музыкальная академия М.И.Глинки». Они представляют собой неизвестные и малоизвестные публике сочинения композитор различных периодов его творчества, не исполнявшиеся многие десятилетия публично, а также самые популярные из наследия композитора, но в новой интерпретации. 

Увертюры ре мажор и соль минор относятся к числу неизвестных публике ранних сочинений Глинки 1820-х годов. Тогда 18-летний музыкант сразу по окончании Благородного пансиона при С.-Петербургском Педагогическом институте (1822) уезжает в Смоленскую губернию в село Новоспасское, свое родовое имение. Здесь и в соседнем селе Шмакове, у дяди Афанасия Андреевича Глинки были оркестры крепостных музыкантов, с которыми Глинка разучивал их партии и таким образом «подметил способ инструментовки большей части лучших композиторов для оркестра» («Записки» Глинки): увертюр и симфоний Керубини и Мегюля, Моцарта и Бетховена.Тогда же без замедления он приступает к сочинению собственных увертюр и собственной симфонии. 

Увертюра Ре-мажор (1822) – обладает самыми характерными признаками радостно-энергичной и притом ладно скроенной концертной пьесы. Увертюра соль-минор (1822) – с весьма длинным и настороженным вступлением, вплотную приближается к жанру драматической симфонии в стиле петербургского ампира эпохи царствования императора Александра I. В чем-то ее мотивы предвосхищают увертюру оперы «Жизнь за царя». 

К числу редко исполняемых сочинений Глинки 1830-х годов принадлежит романс на слова Н.Ф. Павлова «Не называй ее небесной» (1834) в авторской оркестровке(1855), сделанной для концертов певицы Дарьи Михайловны Леоновой. Об этом романсе Глинка в своих «Записках» рассказал, как по приезде в Москву в начале июня 1834 года он гостил у музыкального критика Николая Александровича Мельгунова, где тогда же размещался в мансарде дома еще один гость Николай Филиппович Павлов – «он дал мне свой романс, – вспоминал композитор, – незадолго им сочиненный, который я положил на музыку при нем же …».

Портрет красавицы в романсе Глинки и Павлова настолько совпадает с обликом Марьи Петровны Ивановой – будущей супруги Михаила Ивановича, что невольно закрадывается мысль, будто поэт и композитор уже испытали на себе силу девических чар пятнадцатилетней прелестницы. 

Симфония Си-бемоль-мажор (Юношеская) Глинки (1822–1826) по каким-то причинам осталась незавершенной и дошла до наших дней лишь в виде четырех фрагментов черновой партитуры. Об этом времени композитор вспоминал: «Должно заметить, что я в молодости, то есть вскоре после выпуска из пансиона много работал на русские темы» («Записки» Глинки). В незавершенной симфонии композитор показывает, насколько уверенным и ажурно легким уже тогда было его перо, как естественно и с какой любовью варьировал он народные плясовые песни – русские «Во лузях», «Во саду ли, в огороде» и украинский гопак «Ой, не ходи, Грицю». Диск «Музыкальная академия М.И.Глинки» впервые представляет незавершенную юношескую симфонию композитора в реставрации композитора Петра Климова.

«Колыбельная песня» («Спи мой ангел, почивай..») (1840) входит в вокальный цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом» на стихи поэта Нестора Васильевич Кукольника. В том же году 14 декабря в Петербурге состоялся бенефис замечательной молодой певицы-контральто Анны Яковлевны Петровой-Воробьевой, для которой Глинка инструментовал «Колыбельную песню» для голоса и струнного оркестра. 

Танцы для оперы Глинки «Жизнь за Царя» в редакции Петра Климова – неизвестная слушателям страница творчества Глинки. В апреле 1834 года тридцатилетний Глинка вернулся в Россию после более чем трехлетних странствий по Европе и плодотворных музыкально-теоретических занятий с немецким ученым Зигфридом Деном. Тогда, сочиняя сцены польского бала к опере «Жизнь за царя», Глинка настолько превысил необходимые объемы музыкального материала, что замечательной музыки тут хватило бы на целый балет. Редкое чувство соразмерности побудило композитора вычеркнуть из оперной партитуры оперы два танца («Passo a tre» и «Passo a due»), а «Pas de quatre» преобразовать из лирического танцевального дуэта в общий «Вальс». Его исполнение оркестром «Musica viva» воспроизводит облик этого цикла в его начальной версии.

Баллада «Ночной смотр» на стихи Василия Андревича Жуковского – сочинение Глинки 1834 г. По формальным критериям стихотворение Жуковского являлся лишь переводом стихотворения Йозефа фон Цедлица «Die nächtliche Heerschau» (1828). Однако достоинства русского перевода оказались так велики, что в сознании современников фигура австрийского поэта сразу же отступила в тень. А на передний план вышло имя Жуковского, который, кстати сказать, еще до напечатания стихотворения, в конце февраля или начале марта отдал композитору текст, и «к вечеру [музыка] была уже готова, и я пел ее у себя в присутствии Пушкина и Жуковского»,– вспоминал композитор («Записки» Глинки). Второй авторский оркестровый вариант баллады связан с именем молодой певицы-контральто – Дарьи Михайловны Леоновой. С января 1855 и по апрель 1856 года композитор почти ежедневно давал ей уроки пения, объяснял важные особенности собственной вокальной музыки, оркестровал в расчете на ее голос свои романсы. Для нее – молодой женщины - он заново оркестровал музыку казалось бы традиционно мужской баллады «Ночной смотр» (9 февраля 1855 года).

«Камаринская» (Русское скерцо «Свадебная и плясовая»)- сочинение 1848 г., впервые прозвучала 5 марта 1850 года в Благородном собрании Санкт-Петербурга. Этот концерт, по суждению современников, открыл новую страницу в истории русской музыки и новую эпоху концертной жизни в Российской империи. В программе впервые значились новые произведения только русских композиторов нескольких поколений – от Александра Алябьева и Алексея Львова до Александра Даргомыжского и Антона Рубинштейна. Едва ли не все произведения исполнялись впервые. Громадной была величина оркестра и хора. Ожидался приезд царской семьи. Все ожидания оправдались. Кульминацией вечера стало исполнение после «Испанских увертюр» Глинки его же «Русского скерцо», которое у композитора называлось «Свадебная и плясовая». В отсутствии Глинки (он находился в Варшаве), устроителем концерта князем Владимиром Федоровичем Одоевским авторское название пьесы «Русское скерцо. Свадебная и плясовая» было заменено на более краткое: «Камаринская». Оно и вошло в обиход, вызвав неудовольствие Глинки, который всегда. протестовал и против манеры помпезно увеличивать число инструментов в составе оркестра. Поэтому исполнение «Камаринской» оркестром «Musica viva» можно отнести к числу аутентичных и открывающих в этой музыке Глинки новые краски. 

Романс «Ты скоро меня позабудешь» на слова совсем молодой ярославской поэтессы Юлии Валериановны Жадовской (1847 ) специально для певицы Д.М.Леоновой оркестрован Глинкой 20 февраля 1855 года. Поэтический текст романса не отмечен ни мастерством, ни самобытностью образного решения. Но многих читателей – и Глинку в их числе – привлекли в нем интонации безупречной искренности: речь идет о беспросветном одиночестве покинутой девушки. 

«Вальс-фантазия» Глинки имела несколько авторский версий: первоначально в 1839 году написана для фортепиано. В 1845 - появился ее оркестровый вариант. Последняя редакция оркестрового варианта - 1856 год, связана с именем Д.М.Леоновой. 9 марта 1856 года в Александринском театре С.-Петербурга состоялся беспримерный по размаху бенефис 22-х летней певицы, полностью подготовленный Глинкой. Для него композитор при всех недомоганиях и заботах о приближающемся отъезде за границу, завершил к ожидаемой дате один из лучших своих шедевров – последнюю редакцию «Вальса-фантазии», которая и завершает программу диска «Музыкальная академия М.И.Глинки». 

/автор текста Евгений Левашев/