ru|en

Художественный руководитель

Александр Рудин - Народный артист Российской Федерации (2001), лауреат Государственной премии, лауреат Премии Правительства Москвы, профессор Московской консерватории. С 1988 года -  художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva.

Александр Рудин – один из самых ярких представителей современного отечественного музыкального искусства. Виолончелист с мировым именем, дирижер, сотрудничающий как с симфоническими, так и с камерными оркестрами, пианист, выдающийся ансамблист, педагог – профессор Московской консерватории, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений, составитель уникальных тематических циклов, – во всех этих творческих ипостасях Александр Рудин реализует себя с одинаковым успехом. Он принадлежит к новому типу российских исполнителей - типу музыкантов-универсалов. Но даже в ряду своих прогрессивных коллег Александр Рудин предстает личностью неординарной: разносторонне одаренной, с удивительной интенсивностью работающей в самых разных сферах музыкального искусства и вместе с тем – очень цельной и органичной. В своем творчестве исполнитель строго следует избранному пути – пути поисков и экспериментов в русле чистой академической традиции. «Музыка существует не на «бис», – считает Александр Рудин. – Ее нельзя низводить до уровня развлечения».

Репертуар Александра Рудина поистине безграничен и охватывает произведения для виолончели четырех столетий – как самых известных, так и никогда не исполнявшихся. Благодаря  вниманию музыканта к забытым страницам музыкальной истории, меломаны всего мира впервые услышали и много новых сочинений: «Фантазию на русские темы» для виолончели с оркестром К.Давыдова, «Тема с вариациями» для виолончели с оркестром М. Виельгорского,  виолончельные концерты Крафта, Триклира, Фациуса, Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром П.И.Чайковского – Вариации на тему рококо и Pezzo-capriccioso. , Первый виолончельный концерт А.Дворжака. Вместе с оркестром «Musica Viva», который А.Рудин возглавляет с 1988 года, московской публике впервые в современной России были представлены произведения Ф.Э.Баха, А.Сальери, И.Плейеля, Я.Дюссека, К.Диттерсдорфа, О.Козловского, В.Пашкевича, А.Алябьева.

  Благодаря  вниманию музыканта к забытым страницам музыкальной истории, меломаны всего мира впервые услышали и много новых сочинений: «Тема с вариациями» для виолончели с оркестром М. Виельгорского,  виолончельные концерты Крафта, Триклира, Фациуса, Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром П.И.Чайковского – Вариации на тему рококо и Pezzo-capriccioso.

Будучи музыкантом, получившим традиционное академическое образование, Александр Рудин в свое время увлекся аутентичным исполнением старинной музыки, со временем придя к естественному синтезу обоих направлений. В своей сегодняшней концертной практике А.Рудин совмещает игру на современном инструменте и на виоле-да-гамба, играет как в традиционной манере музыку романтиков, так и «исторически корректно» произведения эпохи барокко и шедевры классиков. «Аутентичная» линия работы с оркестром вылилась в сотрудничество с целым рядом мировых знаменитостей, известных специалистов в этой области. По приглашению А.Рудина оркестром в Москве дирижировали выдающиеся британские дирижеры Кристофер Хогвуд и Роджер Норрингтон.

Значимую часть его репертуара составляют также произведения современных авторов - В.Сильвестрова, В.Артемова, А.Головина, А.Пярта- с которыми его связывает многолетняя творческая дружба. Он был первым исполнителем многих сочинений для виолончели Д. Кабалевского,  Э.Денисова.
Среди  партнеров Александра Рудина – выдающиеся музыканты современности: Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталья Гутман, британский скрипач Энтони Марвуд, дирижеры Сэр Роджер Норрингтон, Михаил Плетнев, Эри Клас, Саулюс Сондецкис и мн. др.

Педагогическая деятельность А.Рудина связана с Московской консерваторией. Профессор МГК, он преподает камерный ансамбль, считая, что именно в этой сфере может дать студентам больше, чем обучая их «специальности». Помимо этого, А.Рудин дает мастер-классы по всему миру, а также сотрудничает и с молодежными коллективами в качестве дирижера (со студенческим оркестром Московской консерватории, молодежным оркестром Екатеринбурга и др.).

В области звукозаписи исполнителем выпущено несколько десятков дисков. Знаковыми работами можно назвать записи шести сюит Баха (фирма Naxos), записи виолончельных концертов Ж.-Б.Триклира, Концерта для виолончели Н.Мясковского. «Григ-альбом» знакомит слушателей с А.Рудиным – не только дирижером и виолончелистом, но и мастером оркестровки. На диске представлены камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии А.Рудина. Вышли диски из произведений А.Алябьева, Александра Черепнина, а также live-альбом – запись Третьей симфонии Бетховена и виолончельного концерта А.Крафта из Большого зала консерватории. Последний альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко, выпущенный фирмой Chandos в 2016 г., получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков.

Александр Рудин играет на виолончели Доменико Мантаньяна, 1740 года. Инструмент предоставлен Российским национальным музеем музыки из Фонда Госколлекции уникальных музыкальных инструментов.

Александр Рудин закончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) по классу виолончели Льва Евграфова и классу фортепиано Юрия Понизовкина в 1983 году. В 1989 году завершил обучение в Московской государственной консерватории по классу дирижирования у Дмитрия Китаенко. Еще во время учебы исполнитель стал лауреатом самых престижных международных конкурсов: И.С.Баха в Лейпциге (1976), Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), П.И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Сегодня Александр Рудин – один из самых востребованных музыкантов как в России, так и за рубежом. Он выступает с самыми известными коллективами, является участником престижных международных фестивалей.