ru|en

Майкл Спайрес

Получив широкое признание в качестве мастера белькантового, французского и моцартовского репертуаров, американский исполнитель удостаивается регулярных ангажементов главных оперных театров и фестивалей. Активно участвует в театральных и студийных проектах, ориентированных на возрождение репертуарных раритетов.
Майкл Спайрз родился в музыкальной семье: его родители — преподаватели вокала, сестра — виолончелистка, брат — оперный певец в аналогичной теноровой тесситуре. Спайрз владеет игрой на различных музыкальных инструментах — трубе, саксофоне, пианино, гитаре. Определило его будущую профессию детство, заполненное музыкой, которая звучала дома, в церковном хоре, в котором он пел, в школе, в которой он в течение года обучался вокальным навыкам. В 18 лет он начал обучение в качестве баритона со своим первым преподавателем — Робертом Миршаком. Однако наставник предложил освоить высокие пределы тесситуры и овладеть теноровым звуком. В течение последующих пяти лет он проживал с родителями и, не пренебрегая случайной работой официантом, строителем, радио-диктором, садовником, он посвящал долгие часы ежедневной вокальной практике. Не владея иностранными языками, Спайрз осознал необходимость продолжить образование в Европе, выбрав Венскую Консерваторию. В течение двух лет он являлся членом Шенбургского хора и активно занимался с преподавателями языков, постигая лингвистическую базу оперного пения. В этот период Спайрз сотрудничал с прославленным дирижёром Николаусом Арнонкуром, который познакомил Спайрза с таинством музыкального языка Моцарта.

Первый значительный успех ожидал Спайрза на Россиниевском оперном фестивале в Вильдбаде в 2008 году — виртуозное исполнение партии Отелло в одноименной опере Россини в паре с блистательной англо-австралийской колоратурной сопрано Джессикой Пратт. В последующем Спайрз стал постоянным участником этого оперного мероприятия, особенно удачно исполнив партию Неокла в россиниевской «Осаде Коринфа» в 2010 году. Также он регулярно выступает в рамках другого белькантового фестиваля в итальянском Пезаро. Этот культурно значимый оперный марафон, организуемый на родине Россини, стал свидетелем многих завораживающих дебютов Спайрза — в 2012 году в партии Валтасара в опере «Кир в Вавилоне» и в титульной партии в опере «Аврелиан в Пальмире» в 2014 году. В этих постановках его партнершей вновь стала Пратт.

В 2013 году партия Родриго из оперы Россини «Дева озера» стала проводником Спайрза на сцену Ковент-Гардена. Партнёрами американского исполнителя стали Джойс ДиДонато и Хуан Диего Флорес. В 2008 году Спайрз впервые предстал перед миланской публикой в Ла Скала в партии Бельфьоре из россиниевской оперы «Путешествие в Реймс».

Однако Спайрз не ограничивался амплуа белькантового исполнителя, триумфально осваивая богатый жанр Французской оперы. Спайрз продемонстрировал безупречный стилистический почерк и техническое мастерство в исполнении партии Рауля из оперы «Гугеноты» Мейербера. Этот раритет был исполнен в 2009 году в рамках летнего музыкального фестиваля в Барде, Нью-Йорк.

Титульная партия Бенвенуто Челлини из одноименной оперы Берлиоза в режиссуре Терри Гиллиама стала дебютом Спайрза на сцене Английской национальной оперы в 2014 году. Также невероятно успешным стало покорение сложной партии мятежного философа в опере Берлиоза «Осуждение Фауста» в варианте, поставленном на родине композитора в рамках посвященного ему фестиваля, а в последующем — в версии оперы Бордо и в рамках южно-американского дебюта Спайрза в бразильском Сан-Паулу в ноябре 2014 года.

Партия шекспировского влюбленного из «Ромео и Джульетты» Гуно расширила французский репертуар Спайрза в 2010 году на сцене ирландской оперы. Зальцбургский фестиваль этого же года закрепил успех тенора в образе Ромео.

В 2011 году Спайрз впервые покорил театральную публику Лиссабона, дебютировав в титульной партии в опере Маццони "Антигон" и впервые представ на сцене Дрезденской оперы в образе Джанетто из россиниевской «Сороки-воровки». 2011 год ознаменовался также значительным репертуарным дебютом Спайрза — сложнейшей партией Арнольда из россиниевского «Вильгельма Телля» в рамках музыкального фестиваля в Карамуре, Нью-Йорк. В 2013—2014 годах Спайрз неоднократно продемонстрировал искусное овладение высокой тесситурой партии в постановках «Телля» в Вильдбаде, Болонье, американской Вичите и Ля Монне.

В июле 2010 года Спайрз одарил слушателей виртуозным исполнением теноровой партии в постановке театрализованной версии оперы-оратории Моцарта "Освобождённая Ветулия" под музыкальным руководством Риккардо Мути в рамках оперного фестиваля в Зальцбурге. По приглашению маэстро Мути, в 2012 году Спайрз присоединился к Чикагскому Симфоническому оркестру и исполнительскому ансамблю в составе болгарской сопрано Красимиры Стояновой и латвийского тенора Александрса Антоненко, исполнив партию Кассио из Вердиевского «Отелло». Не прекращая сотрудничество с американскими оперными домами, в 2012 году Спайрз опробовал силы в белькантовой стихии позднего Доницетти — в партии Эдгара из «Лючии ди Ламмермур. По признанию Спайрза, драматический оттенок партии подтачивает вокальную маневренность и гасит тембральную яркость, что губит перспективы в избранном им репертуаре. В апреле 2012 года Спайрз вновь обратился к изгнаннику современного оперного репертуара - произведению Обера "Немая из Портичи", возрожденному на сцене Парижской Оперы Комик.

В 2013 году Спайрз дебютировал на сцене барселонского оперного театра Лисеу, исполнив титульную парию в премьерной постановке Сказок Гофмана» Оффенбаха в партнерстве с Натали Дессе и Лораном Наури. На сцене Карнеги-Холла Спайрз исполнил партию Оромбелло из Беллиниевской оперы «Беатриче ди Тенда». Вашингтонская опера ангажировала Спайрза для исполнения партии Лестера из Доницеттиевской «Марии Стюарт».

Освоить специфику опереточного жанра Спайрз сумел на рубеже 2013—2014 годов на сцене чикагской оперы, исполнив партию Альфреда в «Летучей мыши» Штрауса и Россильона из «Весёлой вдовы» Легара в 2015. В июне 2014 года в рамках фестиваля Сен-Дени Спайрз принял участие в исполнении Маленькой торжественной мессы Россини в ансамбле с Юлией Лежневой и Александром Виноградовым. В ноябре этого года Спайрз принял участие в концертном исполнении франкоязычной версии оперы Доницетти «Мученики».

В 2015 году состоялся дебют Спайрза на сцене датской национальной оперы в партии Либенскофа из россиниевского «Путешествия в Реймс». В марте этого года состоялся дебют Спайрза в титульной партии оперы «Король Лахорский» Массне, исполненной в концертном варианте в Лондоне.

В апреле 2015 года Спайрз принял участие в презентованном Парижской Оперой Комик раритетном произведении Герольда "Луг писцов", исполнив партию Де Мержи. В июле 2015 года Спайрз дебютировал в партии Ясона в опере «Медея в Коринфе» Майра на фестивале в итальянской Мартине Франке под музыкальном руководством Фабио Луизи. В августе 2015 года в период проведения эдинбургского фестиваля Спайрз участвовал в представлении монодрамы Берлиоза «Лелио, или Возвращение к жизни» под руководством сэра Джона Элиота Гардинера.

В феврале 2016 года Спайрз триумфально дебютировал в премьерной постановке моцартовского «Митридата, царя Понтийского», впервые выступив на сцене театра Елисейских Полей, и закрепив успех в этой же партии в Ля Монне, в мае 2016 года. Очередной дебют Спайрза состоялся на фестивале во французском Провансе — партия Времени в оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» в ансамбле с Франко Фаджоли, Сарой Мингардо и Сабин Девьель под музыкальным руководством Эммануэль Аим.

В октябре 2016 года Спайрз исполнил партию короля Генриха II из оперы Доницетти Розамунда Английская на сцене флорентийской оперы в партнерстве с Джессикой Пратт.

В ноябре 2016 года в рамках концертного формата Лионская опера представила оперу Россини Гермиона, в которой Спайрз предстал в образе Пирра в партнерстве с американской сопрано Анжелой Мид и легендарным итальянским дирижером Альберто Дзедда.  

В феврале 2017 года Спайрз дебютировал в партии Дона Хозе из оперы "Кармен" Бизе на сцене Парижского Театра Елисейских Полей. Это первое обращение американского тенора к драматически насыщенной, спинтовой роли, сохраняющей, однако, элегантный силуэт французской оперной традиции. Тем не менее, этот авантюрный эксперимент не отвлекает Спайрза от его истинного призвания - барочной музыки - и в мае 2017 года он предстал в титульной партии в опере Гайдна "Роланд Паладин" в новой постановке Цюрихской Оперы. В апреле 2017 года Спайрз расширил репертуарную галерею исполняемых им Берлиозовских персонажей, впервые примерив образ Энея в опере "Троянцы" в партнерстве с американской меццо-сопрано Джойс ДиДонато.

В ноябре 2017 года Спайрз дебютировал на сцене парижской Опера Гарнье, впервые исполнив титульную партию в опере Моцарта "Милосердие Тита". В феврале 2018 года американский тенор получил первый карьерный ангажемент в опере Франкфурта, впервые исполнив партию Васко де Гама в опере Мейербера Африканка.

В мае 2018 года после 160-летнего репертуарного забвения парижская Опера-Комик возродила оперу Гуно Кровавая монахиня, пригласив Спайрза на партию Рудольфа. Его партнершами стали бельгийская колоратурная сопрано Жоди Девос и французская лирическая сопрано Ваннина Сантони.

В июле 2018 года на сцене барселонского театра Лисеу Спайрз исполнил партию Фернана во франкоязычной версии оперы Доницетти Фаворитка. Исполнительницей титульной партии стала французская меццо-сопрано Клементин Марген.

В октябре 2018 года в Театре Елисейских Полей Спайрз дебютировал в партии Флорестана в концертном исполнении оперы Бетховенa Фиделио.

В начале 2019 года Спайрз дебютирует на сцене Венской Государственной Оперы в партии Рамиро в опере Россини Золушка. Весной 2019 года парижская Опера-Комик представляет премьеру очередного раритета - оперы Адана Почтальон из Лонжюмо - Спайрз дебютирует в сложнейшей партии Шаплу. Летом 2019 года состоялся один из самых драматически насыщенных дебютов Спайрза за всю его карьеру - партия Поллиона в опере Беллини Норма в Цюрихской опере. Также американский исполнитель впервые исполнил титульную партию в опере Беллини Пират.

В июле 2019 года в рамках фестиваля Французского радио в Монпелье Спайрз исполнил титульную партию в опере Венсана Д'Энди "Фервааль".

В ноябре 2019 года Спайрз дебютирует в партии Лициния в опере Спонтини "Весталка" в венском Театре Ан-дер-Вин.

В апреле 2020 года в оперном театре Спрингфилда состоится первое исполнение Спайрзом истинно веристкой оперы - на родине американский тенор дебютирует в партии Канио в "Паяцах" Леонкавалло.

Майкл Спайрз — обладатель тонкого музыкального вкуса, избирательный в формировании собственного репертуара и чуткий к состоянию своего вокального инструмента. Он не рассматривает перспективу активного драматического насыщения исполняемых им партий, предпочитая изысканный и виртуозный стиль барочной и белькантовой музыки.