Рудин Александр
Александр Рудин – один из самых ярких представителей современного отечественного музыкального искусства. Виолончелист с мировым именем, дирижер, сотрудничающий как с симфоническими, так и с камерными оркестрами, пианист, выдающийся ансамблист, педагог – профессор Московской консерватории, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений, составитель уникальных тематических циклов, – во всех этих творческих ипостасях Александр Рудин реализует себя с одинаковым успехом. Он принадлежит к новому типу российских исполнителей - типу музыкантов-универсалов. Но даже в ряду своих прогрессивных коллег Александр Рудин предстает личностью неординарной: разносторонне одаренной, с удивительной интенсивностью работающей в самых разных сферах музыкального искусства и вместе с тем – очень цельной и органичной. В своем творчестве исполнитель строго следует избранному пути – пути поисков и экспериментов в русле чистой академической традиции. «Музыка существует не на «бис», – считает Александр Рудин. – Ее нельзя низводить до уровня развлечения».
Интерес к мало известной или вовсе неизвестной музыке и новое звучание произведений, являющихся своего рода классическими «шлягерами», – сочетание, характерное для большинства концертных программ исполнителя. Благодаря любви А.Рудина к забытым страницам музыкальной истории, московские слушатели впервые услышали много новых сочинений, в том числе «Фантазию на русские темы» для виолончели с оркестром К.Давыдова, виолончельные концерты А.Крафта, Ж.-Б. Триклира, И. Фациуса, Р.Фолькмана, Первый виолончельный концерт А.Дворжака. Вместе с оркестром «Musica Viva», который А.Рудин возглавляет с 1988 года, московской публике впервые в современной России были представлены произведения Ф.Э.Баха, А.Сальери, И.Плейеля, Я.Дюссека, К.Диттерсдорфа, О.Козловского, В.Пашкевича, А.Алябьева.
Будучи музыкантом, получившим традиционное академическое образование, Александр Рудин в свое время увлекся аутентичным исполнением старинной музыки, со временем придя к естественному синтезу обоих направлений. В своей сегодняшней концертной практике А.Рудин совмещает игру на современном инструменте и на виоле-да-гамба, играет как в традиционной манере музыку романтиков, так и «исторически корректно» произведения эпохи барокко и шедевры классиков. «Аутентичная» линия работы с оркестром вылилась в сотрудничество с целым рядом мировых знаменитостей, известных специалистов в этой области. По приглашению А.Рудина оркестром в Москве дирижировали выдающиеся британские дирижеры Кристофер Хогвуд и Роджер Норрингтон. Значимую часть репертуара А.Рудина составляют произведения современных авторов – А.Головина, В.Сильвестрова, В.Артёмова.
Педагогическая деятельность А.Рудина связана с Московской консерваторией. Профессор МГК, он преподает камерный ансамбль, считая, что именно в этой сфере может дать студентам больше, чем обучая их «специальности». Помимо этого, А.Рудин дает мастер-классы по всему миру, а также сотрудничает и с молодежными коллективами в качестве дирижера (со студенческим оркестром Московской консерватории, молодежным оркестром Екатеринбурга и др.).
В области звукозаписи исполнителем выпущено несколько десятков дисков. Знаковыми работами можно назвать записи шести сюит Баха (фирма Naxos), записи виолончельных концертов Ж.-Б.Триклира, Концерта для виолончели Н.Мясковского. «Григ-альбом» знакомит слушателей с А.Рудиным – не только дирижером и виолончелистом, но и мастером оркестровки. На диске представлены камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии А.Рудина. В числе последних работ – диски из произведений А.Алябьева, Александра Черепнина, а также live-альбом – запись Третьей симфонии Бетховена и виолончельного концерта А.Крафта из Большого зала консерватории.