В конце 1760-х — начале 1770-х годов Гайдн отходит от развлекательной, «дивертисментной» симфонии. Его лучшие симфонии этого периода отличаются серьезностью и драматизмом; в их эмоциональном строе сказалось влияние «Бури и натиска» — течения, которое в третьей четверти 18 в. существенно повлияло на литературу и искусство германоязычных стран. Название "Буря и натиск" взято из пьесы, написанной в 1776 немецким драматургом Фридрихом Максимилианом фон Клингером. Самые известные представители этого направления - молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер, Ф. М. Клингер, К. Ф. Д. Шубарт и др.- требовали изображения сильных страстей, героических деяний и характеров. Эти настроения нашли яркое воплощение в симфониях Йозефа Гайдна №№45 и 47, исполняемых в программе концерта 22 декабря 2022. Обе написаны в 1772 г., их, безусловно, роднит энергетика и жизненный тонус, присущие творчеству великого композитора, но различий и контрастов между ними значительно больше.
Симфония соль-мажор №47 выделяется своими музыкальными «хитростями», впрочем, скорее шуточного характера. Менуэт и трио задуманы композитором таким образом, что вторая часть того и другого в точности повторяет первую в обратном движении.
Симфония фа-диез-минор №45 полна страсти и драматизма, одна из немногих у Гайдна минорных симфоний. Она известна под названием «Прощальная», впрочем, так она не озаглавлена автором.
С ней связаны легенды, объясняющие появление после финала медленной 5-й части, в течении которой музыканты постепенно заканчивают играть, уходят и последние такты сочинения доигрывают две скрипки.
Легенды несколько расходятся между собой, но общее между ними то, что именно Гайдн смог выразить в музыке те настроения музыкантов капеллы князя, которые никто из них не смел сказать напрямую Эстерхази.
По одной из легенд, князь Эстерхази слишком долго затянул пребывание в летнем дворце. С приходом холодов, музыканты стали болеть, всему виной была болотистая местность. Они очень страдали от бесконечных болезней, а главное, от долгой разлуки со своими семьями, ведь им было запрещено видеться с ними в летнее время, а уйти со службы оркестранты не имели права. Но капельмейстер Гайдн придумал, как выйти из этой непростой ситуации – он написал симфонию. Полные ярких контрастов 3 части приводят к драматичному финалу, после которого неожиданно начинается пятая медленная часть, в которой музыканты по очереди доигрывают свои партии, один за другим встают, гасят свечи на пюпитрах и молча уходят из зала. На сцене остается лишь два скрипача, их дуэт становится все печальнее, пока не стихает вовсе, и последние музыканты в темноте также уходят со сцены. Намек своего капельмейстера князь Эстерхази понял и велел всем собираться для переезда в Эйзенштадт.
Но существует и другая версия, почему Симфония № 45 Гайдна называется «Прощальная»: князь Эстерхази задумал распустить всю капеллу, что оставило бы музыкантов без средств. И именно после исполнения этой симфонии патрон изменил свое решение.
Как бы то ни было, но гениальная «Прощальная» симфония по сей день является самым популярным сочинением Й.Гайдна.
В программе концерта прозвучит Концерт ре-мажор №2 для валторны с оркестром, солист – один лучших российских исполнителей на валторне Станислав Давыдов.
В программе возможны изменения