ru|en

Музыкальные Собрания в доме Третьяковых

Это второй диск серии "Музыкальные Собрания в доме Третьяковых". В него вошли записи, сделанные в марте-апреле 2002 года, во время III Международного фестиваля Русская культура - взгляд сквозь столетия.

Рубеж XIX-XX веков - время небывалого расцвета русской культуры. Смело и дерзновенно гении нового столетия заявляют о себе, с юношеским максимализмом отметая все прошлое, не желая мириться со старой умеренной и убеленной сединой профессорской школой. Но в то же время жадно впитывая в себя все то, чему она смогла их научить. Еще живы, более того, в расцвете творческих сил мэтры, а в воздухе носятся идеи нового века: символистские образы, импрессионистские краски, новаторские цвето-музыкальные решения, постромантическая экспрессия, и идут напряженные поиски новых средств. Взгляды устремлены одновременно и в прошлое, и в будущее: в далеком прошлом - мифах, легендах, эстетике ренессанса и классицизма - ищут художественную правду, но воплощение ее видится сквозь призму научных и культурных открытий современников. Встречаются в одних и тех же домах, ведут переписку маститые корифеи и щедро поддерживаемые купцами-меценатами восходящие звезды. То было благословенное время для еще не испытавшей военных и революционных потрясений России - Серебряный век русской культуры.

При всем интересе как любителей, так и исследователей искусства, богатство того насыщенного художественными открытиями периода остается неисчерпаемым. Традиционный ежегодный фестиваль Русская культура - взгляд сквозь столетия , который проводит фонд Музыкальные собрания совместно с Государственной Третьяковской галереей и Академическим камерным оркестром Musica Viva , - еще одна попытка заглянуть в то время, предложить современному слушателю как хорошо известные, так и редко исполняемые произведения, окружив их совершенно особой аурой Дома Третьяковых - одного из культурных центров столичной жизни конца XIX - начала XX столетия.

Традиционно в фестивале принимают участие именитые отечественные музыканты (Алексей Любимов, Ирина Архипова, Наталия Гутман и др.) и молодые таланты. Художественным руководителем и одним из лучших исполнителей фестивальных концертов является главный дирижер оркестра Musica Viva и замечательный виолончелист Александр Рудин. Настоящий диск Музыкальные собрания в доме Третьяковых составлен из концертных записей, сделанных на III Международном фестивале "Русская культура - взгляд сквозь столетия" в марте-апреле 2002 года. Собранное в нем - музыкальная картина пестрого, разностильного, но цельного в своем разнообразии и насыщенного открытиями периода конца XIX - начала XX века. Времени, когда самые разные нео и пост мирно уживались с наследием прошлого, и когда для искусства не существовало ни временных, ни пространственных границ. То время подарило миру имена и события, определившие облик начинавшегося столетия.

Наряду с популярнейшими произведениями, прочно утвердившимися в концертном репертуаре оркестров и солистов, в диск вошли и практически неизвестные завсегдатаям концертных залов, редко звучащие сочинения русских и зарубежных авторов. Диск открывается популярнейшей Первой (Классической ) симфонией Сергея Прокофьева, принесшей ее 26-летнему автору всемирную известность. "Фонтаны Аретузы" Кароля Шимановского из цикла Мифы (сочинение 1918 года) для скрипки и фортепиано и вокальный цикл Николая Мясковского Мадригал на стихи Константина Бальмонта открывают слушателю разные грани символистской культуры: утонченно-изысканная импрессионистическая звуковая палитра музыки Шимановского, навеянная впечатлением от античных развалин, контрастирует с бурно-взволнованным Мадригалом - ярким проявлением

чувственно-гедонистического начала, также свойственным культуре начала века. Две миниатюры - почти забытые ныне произведения С.И.Танеева и Я.Сибелиуса - составляют отдельный блок внутри диска. Нежная, исполненная возвышенной грусти Канцона для кларнета и струнного оркестра (сочинение 1883г.) и Меланхолия для виолончели и фортепиано (1901г.) - фреска позднего мелодичного романтизма конца XIX столетия, своего рода прощальный привет уходящего века новому времени. Завершающие треки - два произведения для хора в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки Сирин : Царю небесный и Благодарение за милостыню . Церковная музыка, в частности ее современные интерпретации, занимает немалое место в концертах фестиваля. Ансамбль Сирин, основанный в 1989 году, возрождает православные певческие традиции. В программы ансамбля входят как песнопения старинных распевов (знаменного, демественного, путевого), так и их современные обработки, две из которых и были включены в настоящее издание. Тем самым, в концепции диска сохранена главная изюминка музыкальных фестивалей, проходящих в Третьяковке, - открытие и второе рождение малоизвестных, но от того ничуть не менее интересных явлений русской музыки рубежа XIX - XX веков и представление публике новых премьер - связующую нить рубежа новых веков - рубежа тысячелетий.

Musica Viva©, 2002