Горячий привет из сказочной Скандинавии
В Концертном зале имени Чайковского выступил известный финский скрипач Пекка Куусисто. Накануне, в «красный день календаря», 23 февраля он дал концерт в Посольстве Финляндии в Москве, организованный при поддержке господина Ханну Химанена, Чрезвычайного и Полномочного посла Финляндии в России. Обаятельный, раскованный Пекка Куусисто сразу завоевал симпатии публики. Перед ним стояла непростая задача – сыграть часовую программу на скрипке соло, причем, учитывая время и место, сделать ее максимально разнообразной и неутомительной. Пекка с блеском вышел из положения, приготовив меню для гурманов. Гастрономические термины тут неслучайны: скрипач предложил залу пофантазировать и представить четыре блока своей программы как четыре перемены блюд. Здесь были и малоизвестные финские композиторы рубежа XVIII‑XIX веков – как, скажем, Самюэль Ринда-Никола, который корреспондировался с фрагментами из сюит и партит для скрипки соло Баха, а с другой стороны – наши современники Аулис Саллинен и Унто Мононен, автор финских танго. Пекка увлекается этноджазом, фольклором, и отголоски этого в виде финских народных танцев также были услышаны в тот вечер. Очень подкупила манера общения артиста – и вербальная, и собственно исполнительская. В камерном пространстве он стер грань между сценой (которой по факту просто и не было) и слушателями, по ходу объясняя логику включения тех или иных сочинений.
Незамысловатые танцевальные опусы, получив огранку в руках этого тонкого музыканта, засияли как бриллианты. И невольно вспомнились слова Михаила Плетнева о том, что в наше время важен не репертуар, а качество исполнения. Здесь оно было превосходным.
В КЗЧ в рамках филармонического абонемента «Шедевры и премьеры» Пекка Куусисто выступил в содружестве с Московским камерным оркестром «Musica viva» во главе с Александром Рудиным. Этот цикл – один из магистральных проектов коллектива, отражающий основные направления его творческой деятельности.
Программы формируются по принципу сочетания признанных образцов классического музыкального искусства и произведений, редко исполняемых на отечественных сценах, а то и вовсе забытых раритетов, воссоздающих музыкальную историю той или иной эпохи во всей ее полноте и разнообразии. За многие годы существования в рамках цикла была сформулирована и еще одна художественная задача, а именно представление отечественной публике зарубежных исполнителей – солистов и дирижеров, завоевавших признание на Западе, но пока что мало известных нашим слушателям. И приезд Куусисто целиком вписывается в данную концепцию.
На суд публики было представлено тщательно срежиссированное действо: открывало и закрывало концерт «соло оркестра» с Симфонией № 49 «Страсти» Й. Гайдна и «Триптих Боттичелли» О. Респиги. Причем в симфонии даже искушенному меломану могло показаться, что авторство принадлежит не отцу венского классицизма, а, например, современникам или сыновьям Баха – барочный, безвибратный звук в первой части лишь к финалу плавно «перетек» в энергичное, сугубо классическое marcato.
Что касается Пекки Куусисто, то и здесь он смог легко завладеть вниманием зала. Гость из сказочной Скандинавии, играющий на скрипке Giovanni Baptista Guadagnini 1752 года, сразил непосредственностью эмоций и безграничным профессионализмом, которыми были наполнены каждая нота Концерта для скрипки с оркестром «в стиле Вивальди» Ф. Крейслера и знаковый «Полиптих: Шесть образов Страстей Христовых» Ф. Мартена. Шутливый концерт-апокриф прозвучал из‑под пальцев Пекки не как заигрывание с барочным мэтром в парике, а как добрая и сказочная музыкальная история со счастливым концом. В «Полиптихе» швейцарского неоклассика музыканты подчеркнули искреннюю религиозность и сострадание…
Пекка Куусисто на бескрайних просторах России не в первый раз. В прошлом году Теодор Курентзис рекрутировал скрипача для участия в инструментальных гала в рамках Дягилевского фестиваля в Перми. А ныне Москва и Петербург (в последнем Пекка также с легкостью пополнил свой фанклуб) благодаря усилиям Александра Рудина смогли услышать и увидеть редкое северное чудо.