ru|en

Горячий привет из сказочной Скандинавии

В Концертном зале имени Чайковского выступил известный финский скрипач Пекка Куусисто. Накануне, в «красный день календаря», 23 февраля он дал концерт в Посольстве Финляндии в Москве, организованный при поддержке господина Ханну Химанена, Чрезвычайного и Полномочного посла Финляндии в России. Обаятельный, раскованный Пекка Куусисто сразу завоевал симпатии пу­блики. Перед ним стояла непростая задача – сыграть часо­вую программу на скрипке соло, причем, учитывая время и место, сделать ее максимально разнообразной и неутоми­тельной. Пекка с блеском вышел из положения, приготовив меню для гурманов. Гастрономические термины тут неслу­чайны: скрипач предложил залу пофантазировать и предста­вить четыре блока своей программы как четыре перемены блюд. Здесь были и малоизвестные финские композиторы рубежа XVIII‑XIX веков – как, скажем, Самюэль Ринда-Никола, который корреспондировался с фрагментами из сюит и пар­тит для скрипки соло Баха, а с другой стороны – наши совре­менники Аулис Саллинен и Унто Мононен, автор финских тан­го. Пекка увлекается этноджазом, фольклором, и отголоски этого в виде финских народных танцев также были услыша­ны в тот вечер. Очень подкупила манера общения артиста – и вербальная, и собственно исполнительская. В камерном про­странстве он стер грань между сценой (которой по факту про­сто и не было) и слушателями, по ходу объясняя логику вклю­чения тех или иных сочинений.

Незамысловатые танцеваль­ные опусы, получив огранку в руках этого тонкого музыкан­та, засияли как бриллианты. И невольно вспомнились слова Михаила Плетнева о том, что в наше время важен не репер­туар, а качество исполнения. Здесь оно было превосходным.

В КЗЧ в рамках филармонического абонемента «Шедевры и премьеры» Пекка Куусисто выступил в содружестве с Московским камерным оркестром «Musica viva» во главе с Александром Рудиным. Этот цикл – один из магистральных проектов коллектива, отражающий основные направления его творческой деятельности.

Программы формируются по принципу сочетания признанных образцов классического музыкального искусства и произведений, редко исполняе­мых на отечественных сценах, а то и вовсе забытых рарите­тов, воссоздающих музыкальную историю той или иной эпо­хи во всей ее полноте и разнообразии. За многие годы суще­ствования в рамках цикла была сформулирована и еще одна художественная задача, а именно представление отечествен­ной публике зарубежных исполнителей – солистов и дири­жеров, завоевавших признание на Западе, но пока что мало известных нашим слушателям. И приезд Куусисто целиком вписывается в данную концепцию.

На суд публики было представлено тщательно срежис­сированное действо: открывало и закрывало концерт «соло оркестра» с Симфонией № 49 «Страсти» Й. Гайдна и «Триптих Боттичелли» О. Респиги. Причем в симфонии даже искушен­ному меломану могло показаться, что авторство принадле­жит не отцу венского классицизма, а, например, современ­никам или сыновьям Баха – барочный, безвибратный звук в первой части лишь к финалу плавно «перетек» в энергичное, сугубо классическое marcato.

Что касается Пекки Куусисто, то и здесь он смог легко за­владеть вниманием зала. Гость из сказочной Скандинавии, играющий на скрипке Giovanni Baptista Guadagnini 1752 года, сразил непосредственностью эмоций и безграничным про­фессионализмом, которыми были наполнены каждая нота Концерта для скрипки с оркестром «в стиле Вивальди» Ф. Крейслера и знаковый «Полиптих: Шесть образов Страстей Христовых» Ф. Мартена. Шутливый концерт-апокриф прозву­чал из‑под пальцев Пекки не как заигрывание с барочным мэ­тром в парике, а как добрая и сказочная музыкальная исто­рия со счастливым концом. В «Полиптихе» швейцарского не­оклассика музыканты подчеркнули искреннюю религиоз­ность и сострадание…

Пекка Куусисто на бескрайних просторах России не в первый раз. В прошлом году Теодор Курентзис рекрутиро­вал скрипача для участия в инструментальных гала в рамках Дягилевского фестиваля в Перми. А ныне Москва и Петербург (в последнем Пекка также с легкостью пополнил свой фан­клуб) благодаря усилиям Александра Рудина смогли услы­шать и увидеть редкое северное чудо.

Автор(ы): Евгения Кривицкая, Александр Шляхов
Источник: http://mus-mag.ru/