ru|en

Сен-Санс по-мужски

«Еще один особо дорогой мне проект – “Серебряная классика” (концерты которого проходят в Камерном зале Дома музыки) – в этом сезоне будет полностью посвящен виолончели и виолончелистам. Я и мои коллеги, профессора консерваторий разных стран: Ваграм Сараджан (США), Крестин Фельтц (Австрия), Иван Монигетти (Швейцария) – постараемся познакомить вас, дорогие наши слушатели, со всей богатой палитрой звучания виолончели и с интересными произведениями, написанными для этого инструмента».

Александр Рудин,

народный артист России

Открытие абонемента «Серебряная классика» – огромное событие для поклонников Московского камерного оркестра Musica Viva. Камерный зал Дома музыки создает долгожданному вечеру необходимую деликатную атмосферу, музыканты неизменно составляют роскошную концертную программу, исполняя её более чем на высоком профессиональном уровне.

В этом сезоне первый концерт посвятили «представителю идеи прогресса в музыке», французскому композитору Камилю Сен-Сансу. Исследователи называют его человеком неутомимой энергии: действительно, кроме сочинения, он свободно играл на органе, был пианистом и дирижером, редактором и издателем, автором теоретических трудов, педагогом. Чайковский находил в музыке Сен-Санса чрезвычайную красоту, свежесть, изящество и богатство прелестными деталями. Римский-Корсаков считал оперу «Самсон и Далила» лучшей из современных опер на Западе. Естественно, двух гениев впечатлял удивительный мелодический дар французского коллеги: его мелодия широкая, «дышащая», объемная и крайне изобретательная. У Сен-Санса обычно законченная и логическая форма, внятная драматургия, ясная фактура. Иными словами, все «технические» требования соблюдены, но самое важное – необычайно талантливо и естественно.

 

В самом начале концерта прозвучала Романтическая поэма для камерного оркестра, скрипки (Елена Корженевич) и виолончели (Александр Рудин) «Муза и поэт». Сен-Санс написал это сочинение в 1910 году и называл «беседой двух инструментов вместо состязания двух виртуозов». Исполнители потрясающе воплотили концепцию авторского замысла, справились с довольно вязкой фактурой, оправдали иногда причудливые резкие динамические контрасты.

Центральный номер программы открытия «Серебряной классики» – Концерт для виолончели с оркестром ля минор, соч. 33. Для исполнения сольной партии Александр Рудин, встав за дирижерский пульт, пригласил своего коллегу, профессора Университета в Хьюстоне Ваграма Сараджяна. Что ж, получилась по-настоящему мужская музыка. С одной стороны, интерпретация Сараджяна в какой-то степени лишила музыку Сен-Санса всяких сантиментов: она начинает звучать, быть может, чрезмерно рационально и уверенно. С другой стороны, такая трактовка в сравнении с более привычными оказалась не менее убедительной, а значит перед нами неплохой повод поразмышлять. И довериться другим ракурсам восприятия.

На «бис» Ваграм Сараджян пожелал исполнить чудесную «Арию» Арно Бабаджаняна, ему посвященную. В этой удачной музыке всего и для всех хватило сполна: явное проживание, тонкая чувственность и искренность солиста, необходимый почти импровизационный тип исполнения, ощущение сиюминутности.

 

 

Второе отделение – «Карнавал животных». Согласитесь, других откровенно шуточных произведений Сен-Санса, кроме этой «зоологической фантазии», мы практически не знаем. Хотя часто в его музыке нетрудно уловить игривую иронию или легкий юмор. Кстати, композитор считал это произведение шуткой и запретил прижизненные издания, дабы не прослыть автором «несерьёзной» музыки.

Звукоподражание, яркие и узнаваемые цитаты, утрированные жанровые ассоциации, имитация неловкой игры (в «Пианистах», например) – музыка буквально искрится актуальными комическими приемами. Оркестр Musica Viva сыграл «Карнавал» с каким-то недосягаемым чувством стиля и с ощущением правильности. В целом, самая важная заслуга коллектива – отсутствие утрирования, «форсирования» ситуаций. Подобное так ценно. Интеллектуальное остроумие – вот, пожалуй, что отличает музыкантов.

Как мы знаем, «Карнавал» – Большая зоологическая фантазия для оркестра и чтеца. Роль рассказчика (и к тому же ведущего концерта) взял на себя художественный руководитель коллектива Александр Рудин. Признаюсь, довольно неожиданный, но такой великолепный ход! Все карты правильно сошлись, и маэстро оказался органичен в литературно-художественной ипостаси.

Абонемент «Серебряная классика» продолжится в Доме музыки 18 декабря и 28 марта. Кроме того, предъюбилейный концертный сезон оркестра чрезвычайно насыщен. Я уверен, многочисленные ценители искусства непременно будут активно следить за афишей!

Автор(ы): Сергей Буланов