ru|en

Трубачка Тан Син Хельзет в Вайльбургском замке

Александр Рудин уже выступал на Вайльбургском фестивале в трех ипостасях в одном концерте: как солист-виолончелист, дирижер и, немного менее ярко, как пианист. На этот раз его также можно было увидеть в трех вариантах: как виолончелиста в Кончерто гроссо ми-минор ор. 3 №3 Франческо Джеминиани, как дирижера в барочных и раннеклассических сочинениях за пультом московского оркестра Musica Viva, а также невидимо за сценой во время следующего выхода, когда он передал управление солистке, трубачке Тайн Син Хельзет.

Двадцатипятилетняя норвежка принадлежит к абсолютным мировым звездам среди исполнителей на этом инструменте, и слушателю не нужно и двух минут, чтобы в этом убедиться: абсолютно точный по интонации, чистый, притягивающий своей необычайно лучезарной силой звук, выразительно-воздействующие и в то же время находящийся в рамках традиции подход к интерпретации барочного репертуара. И все же этот вечер был полон превратностей и препятствий, которые дважды заставили прервать концерт: в начале Концерта для трубы и оркестра Леопольда Моцарта ре-мажор случился приступ кашля, который заставил солистку ненадолго прерваться. После антракта из-за необходимости оказания медицинской помощи в одному из слушателей концерт был на какое-то время прерван. Кроме того, из-за плохих погодных условий концерт, запланированный на открытом воздухе, пришлось перенести в церковь замка, где Тайн Син Хельзет должна была приспосабливаться к трудной для нее акустике.

И это ей блестяще удалось: снискавшая мировой успех виртуозка блистала в переложенном для трубы гобойном концерте ре-минор ор. 9 №3 Томазо Альбинони, упомянутом концерте Леопольда Моцарта и замысловатой обработке для трубы и оркестра Ярле Сторлкен концерта для клавесина соло Баха BWV 972, ставшего в свою очередь переложением концерта Вивальди RV 230.

Александр Рудин и его камерный оркестр проявили себя как чуткий, подвижный, во всех отношениях профессионально реагирующий, живой, очень чисто сопровождающий ансамбль. В качестве интермеццо между произведениями для трубы музыканты подготовили интересный репертуар: наряду с первым сочинением в концерте, принадлежащим Джеминиани, – Кончерто гроссо фа-мажор ор.6 №9 Арканджелло Корелли, написанную десятилетним В.А. Моцартом Симфонию №7 соль-мажор KV Ahn. 221 и – в качестве дополнения и в сравнении с Моцартом – небольшую часть из симфонии Иоганна Кристиана Баха, у которого, как известно, юный Моцарт многому научился.

Странным, но одновременно самым интересным пунктом программы стала симфония ре-мажор G 500, приписываемая Боккерини, авторство которого по отношению к этому сочинению подвергается сомнению. В него однако можно легко поверить, так как сочинение запоминается своей виртуозностью, но стоит на грани эпох: с одной стороны, валторна перенимает функцию вышедшей из употребления в классическую и романтическую эпоху группы континуо, а с другой стороны, наряду с ней с (немного перегруженно) присутствет клавесин.