ru|en

В Сыктывкаре публика соскучилась по масштабным проектам

Народный артист России, лауреат Государственной премии, лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории Александр Рудин входит в плеяду самых авторитетных музыкантов нашего времени. В октябре исполняется 25 лет, как он возглавил камерный оркестр Musica Viva. Сразу после юбилейных торжеств в Москве коллектив во главе со своим художественным руководителем приедет в Сыктывкар для проведения второго регионального фестиваля оркестра Musica Viva «Шедевры и премьеры». Накануне этого важного для региона события Александр Рудин ответил на вопросы корреспондента БНК.

- Проведение регионального фестиваля одного коллектива – дело в России новое и очень интересное. Как родилась идея фестиваля в Республике Коми?

- Предложение о проведении фестиваля в Сыктывкаре поступило от региональных властей. Это прекрасно, что в Республике Коми заботятся об оживлении культурной жизни региона и о привлечении широкой аудитории в концертные залы. Преимущество фестиваля по сравнению с обычными гастролями в его формате. Фестиваль идет несколько дней и включает несколько концертов, объединенных некой концепцией. Это дает артистам больше свободы для раскрытия творческого потенциала. Когда приезжаешь на один концерт – это событие жизни только одной филармонии, а когда проводишь целый фестиваль – это событие и для города, и для региона. Артистам это намного интереснее.

- А публика Сыктывкара готова воспринимать такое «базовое погружение»?

- Судя по опыту первого фестиваля, мы почувствовали, что публика соскучилась по масштабным проектам. Нас принимали замечательно. Сыктывкар пока не входит в первый ряд городов с давними концертными традициями. Тем не менее, в городе есть оперный театр, музыкальный колледж, значит, потребность в хороших концертах есть. Выступая в прошлом году в Сыктывкаре, я лично ощутил какую-то свежесть восприятия, исходящую из зала.

- Довольны ли вы организацией фестиваля? Концертные залы в Сыктывкаре соответствуют современным требованиям?

- Региональные власти поддержали проект на должном уровне, всё было хорошо организовано. Зал театра оперы и балета имеет неплохую акустику. Правда, в прошлом году там рояль был не самый лучший. Надеемся, что ко второму фестивалю театр получит новый рояль, и ваш земляк Люлько на нем сыграет. Мне очень понравилось выступать в республиканском колледже – я люблю играть для юных музыкантов.

- Расскажите о программе второго фестиваля «Шедевры и премьеры». Какие будут «изюминки», что советуете не пропустить?

- Я искренне советую посетить все три концерта фестиваля. В основном программа составлена из известных произведений. Однако топовым мы считаем исполнение раритетного произведения 18 века – мелодраму Фомина «Орфей» на текст Княжнина. Это замечательное, яркое произведение, незаслуженно забытое. И хотя русский язык Княжнина несколько отличается от современного, там все понятно. Текст читает замечательный артист Борис Плотников, он исключительно музыкален. С ним мы сотрудничаем давно, вместе делали «Сон в летнюю ночь» Шекспира на музыку Мендельсона, мелодекламацию Аренского на стихи Тургенева – эти программы стали настоящими событиями в московской концертной жизни.

- Почему оркестр Musica Viva так часто обращается к мало известной музыке?

- Важнейшая линия нашего оркестра – исполнение забытых произведений русской музыки конца 18 века. Мы открыли уже десятки произведений. Почему нам это интересно? Отчасти мы восстанавливаем историческую справедливость. В среде культурологов бытует мнение, что история сама отфильтровала явления культуры, и вот то, что дошло до наших дней, и заслуживает право на жизнь. У меня другая позиция: разные были причины, по которым те или иные прекрасные произведения не дошли до читателя или слушателя. И механические, и социальные, и субъективные. Здесь уместно сравнение с природой, согласитесь, странно было бы ограничиться горными пиками и не увидеть гряду прекрасных гор, которые образуют чудесный ландшафт местности. Есть гении, но есть и таланты. Сравнения не правомерны. Мы все знаем, что Моцарт был гений, но вокруг него было много интереснейших композиторов второго или даже третьего ряда. Если мы считаем, что их музыка достойна, если она что-то говорит сегодняшнему слушателю – почему ее не исполнять?

- Расскажите о солистах второго фестиваля, ведь среди них есть настоящие звезды…

- Впервые приедет в Сыктывкар народный артист РФ Борис Плотников, ведущий актер Московского художественного театра, горячо любимый народом по фильмам «Восхождение» и «Собачье сердце». Также впервые в жизни посетит Республику Коми молодая, но уже очень известная в Европе скрипачка, лауреат престижнейших международных конкурсов Алена Баева. Молодой звездой Большого театра является Анна Аглатова, исполняющая ведущие роли сопранового репертуара. В концертах принимают участие и местные солисты – пианист Люлько и вокалист Расторгуев. Для них это позитивный и очень нужный опыт.

- А чем программа второго фестиваля будет отличаться от первого?

- В этом году впервые мы проведем мастер-классы для студентов республиканского колледжа, да и вообще для всех желающих. Я проведу мастер-класс по камерному ансамблю, чем занимаюсь и в Московской консерватории. Борис Плотников поработает с актерами и чтецами. Живая кровь, живое общение с молодежью полезно и нам, и им.

*** Александр Рудин: виолончелист, дирижер и пианист, исследователь старинных партитур и автор оркестровых редакций камерных произведений, помимо своей сольной карьеры, выступает как художественный руководитель Московского камерного оркестра «Musica viva» и ежегодного Международного музыкального фестиваля «Посвящение». Во многих своих программах он выступает одновременно как солист и как дирижер.

Как приглашенный дирижер Александр Рудин выступает с заслуженным коллективом России - Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова, симфоническими и камерными оркестрами Норвегии, Финляндии, Турции.

В области звукозаписи им выпущено несколько десятков компакт-дисков для лейблов Naxos, «Русский Сезон», Olympia, Hyperion, Тudor, «Мелодия», Fuga libera. Народный артист России, лауреат Государственной премии и премии мэрии Москвы Александр Рудин является профессором Московской консерватории.

Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных по специальности «виолончель» и «фортепиано» (1983) и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по специальности «дирижер симфонического оркестра» (1989), лауреат нескольких международных конкурсов.