В.А. Моцарт
Ф. Шопен
18 января 2016 года Московский камерный оркестр Musica Viva представляет в рамках абонемента №27 Московской Государственной Филармонии в Концертном зале им.П.И.Чайковского программу «Великие фортепианные концерты». В этот вечер с оркестром Musica Viva выступит всемирно известная отечественная пианистка Элисо Вирсаладзе. Ее имя и творчество знают и ценят во всем мире. Без преувеличения можно сказать, что каждый ее концерт становится художественным событием, в каждом своем выступлении она потрясает необыкновенной силой воздействия, одухотворенностью, искренностью, эмоциональной самоотдачей. Святослав Рихтер писал: «Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина…».
Многолетнее успешное сотрудничество связывает Элисо Вирсаладзе, Александра Рудина и Оркестр Musica Viva. Их объединяет стремление представить слушателям гениальные произведения классиков в первоначальной цельности авторского замысла, во всей глубине и первозданности творений.
Ни одна другая опера Моцарта не имеет столь богатого и блистательного инструментального облачения как «Идоменей, царь Критский» (1781). По традициям того времени, к опере всегда «прицеплялся» вставной балетный дивертисмент, для услады публики, который мог перекочевать из другого сочинения. В «Идоменее» Моцарт сам сочинил балетный дивертисмент. Первое упоминание о балетной музыке к «Идоменею» появилось в письме Вольфганга от 30 декабря 1780 года. Во второй раз танцы к опере упоминаются в письме Моцарта от 18 января, как уже готовые: «... Я всё это время ещё должен был заниматься проклятыми танцами – Laus deus (слава богу) – теперь я с ними разделался». Однако «Идоменей» и Танцы из одноименной оперы обозначены в каталоге под разными опусами, что еще раз подчеркивает «вставной» характер балетного дивертисмента. В современных постановках «Идоменея» балетный дивертисмент часто опускается, но есть устойчивая традиция концертного исполнения этого сочинения. Первым номером балета является чакона, вторым идет «Соло господина Леграна», в качестве №3 следует изящное паспье с минорным трио «Для барышни Редуэн». Гавот №4 и №5 – пассакалья («Соло господина Антуана – Па-де-де госпожи Фальжера и господина Леграна»), рондообразная часть с несколькими эпизодами. Ясные и простые, без претензий на глубину, они обнаруживают всё очарование моцартовской грациозности и тонкости чувств. Все перечисленные танцы сохранились, причём «пассакалья для господина Антуана» (№5 Es-dur) осталась незавершённой.
Концерт №17 соль мажор К.453 (1784) написан Вольфгангом-Амадеем Моцартом для клавира, струнных, флейты, 2-х гобоев, 2-х фаготов и 2-х валторн. Композитор писал его для своей ученицы Барбары Плойер. Существует легенда, что с главной темой финала в духе бурре связывают очаровательную историю: якобы в этой теме Моцарт показывает своему любимому скворцу(Vogel Stahrl), как нужно петь.
Концерт №1 ми минор ор.11 (1830) Фридерика Шопена.
Песенная тема вступления концерта носит яркий, фанфарный характер. Вторая часть «Романс» - сквозь музыкальную мысль «слышатся» голоса природы – шелест листьев, всплески воды, соловьиные трели. Интересна трактовка ремарки Larghetto самим композитором: «Larghetto-это не мощное, а скорее романтическое. Это какая-то греза в лунную ночь». Главенствующая роль в обеих темах отдана партии фортепиано. На долю оркестра приходится скромный аккомпанемент в виде гармонической поддержки. Финал концерта написан в форме рондо. Все темы имеют основу народной танцевальной музыки. В образной сфере можно говорить о картине народного гулянья. Тема рефрена энергичная, яркая, бодрая. Написана в ритме краковяка с четкими акцентами, размашистым мелодическим рисунком. Концерт по праву считается жемчужиной фортепианного репертуара и одним из самых известных сочинений Ф.Шопена в этом жанре.